Согласно ТО-й букве
Autocar № 3 (58) | Март, 2008 Увеличение всеми правдами и неправдами сроков гарантии на продаваемые автомобили уже стало еще одним способом борьбы автоимпортеров и дилеров за кошельки покупателей. Поэтому все больше автолюбителей задаются вопросом, а стоит ли ради гарантии ездить на фирменные СТО все 3–5, а то и 7 лет? Роман Мельниченко выяснял целесообразность с калькулятором в руках
Основные причины отказов в гарантийном ремонте
• Несоблюдение сроков проведения ТО, проведение ТО не в фирменных центрах, неправильный тип залитого масла, замена различных фильтров на нефирменные.
• Неправильная обкатка, использование автомобиля в период обкатки в качестве буксира, использование автомобиля в качестве такси, учебного.
• Вмешательство в электронную цепь автомобиля при установке различных систем (сигнализация, магнитола, парктроник), в случае если они оказывают то или иное влияние на управление мотором.
• Плохое качество топлива.
• Дальнейшая эксплуатация автомобиля при горящих на приборной панели сигнальных лампах Check Engine, «Давление масла», «Неисправные тормоза».
• Установка различных блокираторов КПП не у официального дилера на фирменной СТО.
• Небрежная эксплуатация автомобиля – езда по пересеченной местности, участие в соревнованиях, «заскоки» на бровку на высокой скорости и т. д.
• Установка нефирменных свечей зажигания, проводов, фильтров, ремней, неподходящих предохранителей, лампочек и т. д.
• Самостоятельная замена различных датчиков.
Кроме того, гарантия от сквозной коррозии в некоторых случаях касается только видимых элементов.
Для начала давайте все же проясним, чем фирменный сервис отличается от обслуживания авто на небрендовых СТО. Естественно, кроме того, что визит на последние стоит вам снятия с той самой гарантии. Современные авто – довольно надежные механизмы, поэтому первые годы своей службы, как правило, визиты на СТО сводятся к обязательным техническим обслуживаниям согласно указанному в сервисной книге интервалу.
Обычно перед прохождением ТО возникает два вопроса: «Сколько стоит?» и «Когда можно сделать?» А ведь вопросы надо формулировать совершенно по-другому. Заглянув в сервисную книжку, скорее всего, вы найдете там четкий перечень определенных операций с определенным интервалом: проверка натяжения ремня, затяжка тех или иных креплений, регулировка необходимых параметров. Конечно, и традиционное «масло, фильтры». Беда в том, что на некоторых СТО данным традиционным набором и ограничиваются. Причем этим грешат не только «гаражные» СТО (тамошние «мастера» нередко сервисной книжки и в глаза не видели), но и большие фирменные станции, которые опираются в своей работе не на сервисную книжку, а на свое имя и на свой же гарантийный отдел. Следует также отметить, что на выполнение той или иной операции отведено определенное время, которое вы и оплачиваете согласно стоимости нормо-часа.
Откуда же берется этот перечень необходимых операций и нормы времени на их выполнение? Опросив ряд СТО импортеров и крупных дилеров, мы выяснили, что зачастую эти данные – нормативы завода, и лишь в некоторых частных случаях компания-импортер (обычно та, которая занимается сборкой автомобилей в Украине) сама устанавливала список операций для каждого ТО и нормы времени. При этом, по словам Игоря Манчева, инженера «KIA Моторс Украина», импортер, взяв за основу условия завода к проверке и замене определенных деталей, вправе сам несколько изменить эти требования согласно специфике рынка (отсюда и сокращение интервалов ТО для некоторых марок в сравнении с Европой). Поэтому можно говорить о том, что изготовитель дает гарантию на автомобили, не только проходившие ТО своевременно, но и в соответствии со списком обязательных и рекомендованных операций. Из этого следует несколько выводов. Во-первых, желательно контролировать проведение ТО и выполнение нужных операций, если не находясь в самой ремзоне, то хотя бы из окон комнаты ожиданий. Во-вторых, возьмите у приемщика СТО распечатанную счет-фактуру с указанием каждой операции, сравните ее с отмеченными в сервисной книжке и подсчитайте приблизительное общее время проведения ТО. Если механики сделали все намного быстрее (вместо четырех часов потребовалось только два), то, возможно, некоторые операции они не выполнили или сделали неправильно. В-третьих, оплачивайте только потраченное на работу время. Если механикам понадобилось не четыре часа, а шесть, то клиент обязан оплатить только четыре часа – согласно счету-фактуре. А вот если вместо четырех часов они уложились в два, но при этом выполнили все операции, то следует только сказать «спасибо», ведь уменьшить сумму оплаты за работу не удастся – сотрудники СТО сошлются на регламент и нормативы по времени. Лишь в некоторых случаях можно сэкономить, предварительно обговорив этот вопрос с приемщиком. Таковы результаты небольшого полевого расследования. Но здесь закономерно возникает другой вопрос…
СКОЛЬКО СТОИТ ГАРАНТИЯ И СТОИТ ЛИ?
Для сохранения гарантии обязательно проведение всех ТО на фирменной станции и по соответствующим «фирменным» ценам. Но, покупаясь на длинную гарантию, некоторые клиенты даже представить себе не могут, во сколько она им обойдется…
Начнем с того, что эта «гарантия на 5 лет», как правило, ограничена – часто к пятому году на гарантии остается лишь то, что сиденье привинчено к полу и не отвалится… Шутка конечно, но тем не менее. К примеру, появившаяся в прошлом году 3-летняя гарантия на Sens означала 2 года стандартной гарантии и 1 дополнительный год – на крупные узлы, например, блок мотора, корпус КПП, рычаги подвески. Но ведь если их специально не бить и не насиловать, то они способны прослужить гораздо дольше. Гарантия на подвеску зачастую ограничивается 1 годом, причем иногда различные резиновые втулки остаются «за бортом» и могут быть расценены как расходные материалы. Некоторые импортеры и дилеры к «расходникам» относят и такие недешевые узлы, как форсунки впрыска топлива, диск и корзина сцепления, датчики в катализаторе и даже турбины!
Отдельно рассматривается гарантия на кузов автомобиля и его лакокрасочное покрытие – сейчас уже можно иметь 6–8 и даже 12 лет гарантии от сквозной коррозии, а также несколько лет – на ЛКП. Но для соблюдения данных условий необходимо периодически проводить осмотры автомобиля во время стандартных ТО с занесением в сервисную книжку пометок о целостности или повреждениях кузова и его лакокрасочного покрытия. Поэтому у многих возникает резонный вопрос – а стоит ли придерживаться всех рекомендаций ради соблюдения гарантии? Ведь в течение ее длительного срока на сервисе придется оставить немалую сумму за проведение стандартного ТО.
Давайте возьмем калькулятор и посчитаем. Для примера рассмотрим 7-летнюю гарантию на KIA Cee`d – эти 7 лет стали рекордом не только для Украины, но и для всей Европы. Начнем с того, что данная гарантия ограничена – существует 5 лет собственно гарантии и 2 года бесплатного устранения заводских недостатков. При этом гарантия на подвеску (то, что страдает в наших условиях в первую очередь) составляет всего лишь 1 год. И в любом случае пробег ограничен отметкой в 150 тыс. км.
Проанализировав затраты на проведение ТО при пробеге до заветной цифры в 150 тыс. км, мы получили цифру почти в 23 тыс. грн., или $4,5 тыс.! Следует отметить, что некоторые конкуренты за аналогичный пробег и период эксплуатации могут «съесть» вполовину меньше, хотя другие могут потребовать и больше, если в течение всего этого времени заезжать на фирменную СТО.
А если не заезжать? К примеру, откатать 2–3 года или 40–50 тыс. км на фирменный сервис, а затем переехать на специализированную, но частную СТО. Тогда (в частности, если пробег достигнет 45 тыс. км, то есть потребуется в среднем 3 ТО) на фирменном сервисе придется оставить около $1000–1200. Следующие 45 тыс. км на не фирменной СТО обойдутся уже в $400–500, при том что на одном из ТО нужно будет заменить ремень ГРМ. До заветной цифры в 150 тыс. км придется пройти еще четыре ТО и одну замену ремня ГРМ и в итоге отдать около $500–600. То есть в случае «фирменная СТО + частная СТО» суммарные затраты уменьшатся вдвое – с $4,5 тыс. до $2–2,2 тыс. И даже если у автомобиля что-то сломается (а это маловероятно, ведь обычно все проблемы проявляются в первые 2–3 года, а затем наступает 3–5-летний период «стабильности»), то, имея в кармане «лишние» $2–2,5 тыс., можно не опасаться даже крупного ремонта. Если же вообще отказаться от услуг фирменной СТО и надеяться только на удачу и надежность «корейцев», то за 150 тыс. км на нефирменной СТО владелец выложит около $1,1–1,3 тыс., но при этом в кармане останется более $3 тыс.!
Конечно, мы не призываем бойкотировать фирменные СТО и отказываться от гарантии. Но слепо отдавать немалые деньги за штамп в сервисной книжке тоже не стоит. Важно помнить, что при личном контроле работ на фирменной СТО все операции будут выполнены на максимально высоком уровне, с которым не смогут сравниться «гаражные СТО». А вот без контроля вполне возможен вариант, когда ТО превратится в банальное «масло, фильтры» даже на известной фирменной станции техобслуживания. И тогда уж лучше поехать к хорошему гаражному мастеру – выйдет и качественнее, и дешевле.
Стоимость нормо-часа на некоторых официальных СТО (По данным сервисных центров)
Бренд Цена, грн Бренд Цена, грн
Audi 210 Mitsubishi 180
BMW 288 Nissan 162
Chery ~100 Opel 126
Chevrolet 126 Peugeot 159 – 179
Daewoo 65 – 126 Renault 126
Ford 150 Seat 110 – 130
Geely 96 Skoda Octavia Tour и Fabia 80
Hyundai 108 Для остальных моделей Skoda 100
Land-Rover 348 Subaru 96
Lexus 180 Toyota 180
Mazda 162 Volvo 240
Mercedes, Cadillac, Chrysler 110 – 500
"Для начала давайте все же проясним, чем фирменный сервис отличается от обслуживания авто на небрендовых СТО. Естественно, кроме того, что визит на последние стоит вам снятия с той самой гарантии."
--- не повторяйте, пожалуйста, чужи глупости.
Закон чётко и ясно говорит о возможных причинах отказа в гарантийном обслуживании - "У разі виходу ДТЗ з ладу ВНАСЛІДОК ... проведення модернізації ДТЗ, його техні-чного обслуговування чи ремонту поза сервісними пунктами, вказаними в Сервісній книжці ... Споживач втрачає право вимагати виконання Виробником (Продавцем) гарантійних зобов'язань щодо його ДТЗ." (ст.11 "Порядку гарантійного ремонту (обслуговування) або гаран-тійної заміни дорожніх транспортних засобів", затвержденого НАКАЗом Міністерства промислової політики України N721 від 29.12.2004 (зареєстровано в Міністерстві юстиції Укра-їни 20 січня 2005 р. за № 72/10352). Именно "ВНАСЛІДОК" в законе, и противоречащие в этому положению пункты договора о гараннийном обслуживании (где пытаются втюхать о потере гарантии просто в случае обслуживания не у официала) не могут считаться действующими. Таким образом для законного отказа в гарантийном обслуживании "официал" должен сначала (в судебном порядке) ДОКАЗАТЬ, что конкретная поломка наступила ВСЛЕДСТВИЕ работ, выполненных в процессе тех.хабот в серивисе, не указанном в списке договора (или в сервисной книжке). Что самое весёлое - при этом уважающие себя сервисы тоже дают гарантию на выполнение ими работ качественно. И судиться официалам для доказательства связи поломки с работами "на стороне" придется с этим "не указанным в ..." сервисом. За-па-рят-ся.