Краткое руководство по автострахованию: что и как? Автострахование - вид страхования (точнее обобщающий термин) касающийся страхования наземного транспорта (за ислючением разных там вагончиков, поездов и прочей железки).
Включает в себя:
- страхование КАСКО (страхование именно Вашего автомобиля/мотоцикла/мотороллера и т.д.)
- страхование гражданской ответственности (страховая компания оплачивает ущерб только пострадавшим от Вас)
- страхование жизни и здоровья водителя и пассажиров (Вы страхуете водителя и пассажиров своего авто на случай травм/увечений/инвалидности/смерти в результате ДТП, страховая просто выплачивает денежную компенсацию по факту происшествия).
Зачем страхуем?
Здесь очень простая математика - практически любой ремонт средней тяжести обойдется на порядок дороже стоимости страховки за год. Грубо сравним - стоимость полного КАСКО в Киеве колеблется от 5 до 8%. При стоимости машины в 25 тыс.долларов это составляет от 1250 до 2000 долларов. Теперь посмотрим, что говорит статистика: за сутки регистрируется порядка 200 ДТП (это только официально).
Соответственно, вероятность попасть пусть в мелкое, но ДТП довольно велика. Несложный ремонт (замена бампера, ремонт крыла, замена фары, капота, покраска элементов, плюс материалы с работой) обойдется порядка 1800-2200 долларов в зависимости от расценок станции, стоимости запчастей и аппетитов мастеров. Теперь считайте, выгодна ли Вам страховка. Это не учитывая того, что чуть ли не каждый день кто-то бьет двери на парковке, или невнимательный водитель цепляет чужой бампер, выезжая со стоянки. Не имея страховки, водитель еще может как-то смириться с мелкими повреждениями, но при сереьзных проблемах ремонта не избежать.
Имея страховку, нет необходимости ломать голову - ставить оригинальные запчасти или сэкономить и поставить неоригинальные; ехать на профильную станцию или же сэкономить и поехать "в гаражи". Страховка покрывает все. Соответственно, избавляет от множества вопросов.
От чего страхуем?
Все риски можно объединить в две группы:
- повреждения:
а) ДТП - любые ДТП по Вашей вины или без нее, с участниками или без них, с автомобилями или другими предметами, пешеходами и т.д.
б) пожар, взрыв, самовозгорание - соответственно повреждения автомобиля в этих случаях, причем сюда относится и возгорание в результате короткого замыкания проводки автомобиля
в) стихийные бедствия - очень реальная ерунда, град например, сильный ливень, соответственно любые повреждения автомобиля в результате таких событий
г) противоправные действия третьих лиц - хулиганы, вандалы, пьяные дебоширы и т.д.
д) внешнее воздействие - камни в стекла, сосульки с неба, деревья перебегающие дорогу и т.д., а также животные разные, ну от кошки до слона)
- незаконное завладение:
а) угон
б) кража
в) повреждения в результате попытки кражи или угона
Как страхуем?
В автостраховании есть целый ряд опций, которые влияют как на стоимость страховки, так и на сумму получаемой выплаты. Поэтому к выбору подобных опций стоит отнестись со всей серьезностью.
Чтобы было легче сравнивать условия, предлагаемые разными страховыми компаниями, лучше всего выделить несколько главных блоков. Их, собственно, и ищите в Правилах (договорах) страхования:
1) что является страховым событием - это важно, что именно страховая компания посчитает страховым событием и за что выплатит деньги. Сюда относятся страховые риски и ситуации, в которых страховая платит возмещение (описывались выше: любое ДТП, пожар, затопление, падение предметов и др.).
2) исключение из страховых событий - это случаи, которые страховая компания не оплачивает. Например, порез шины без других повреждений автомобиля не будет покрываться страховкой, или скажем кража колес, или просто короткое замыкание без возникновения пожара.
3) ограничения - это ситуации, в которых страховая Вас ограничивает в получении выплаты. Например, если Вы превысили разрешенную скорость, компания может уменьшить сумму выплаты или вообще отказать в выплате. Это же касается управления в нетрезвом виде, управление водителем без прав соответствующей категории или права вождения автомобиля.
4) расчет суммы возмещения - наиболее скользкий и важный момент. В договоре (Правилах) должны быть прописаны варианты, как компания может определять сумму возмещения (по экспертизе, по своей калькуляции, по счету Вашего СТО, по счету своего СТО и др.), какие варианты выплаты возмещения (наличными через кассу, перечислением на СТО, счет клиента). 4.1. Варианты расчета суммы возмещения при полной гибели автомобиля или его краже - это особенные ситуации и очень важно, как компания будет рассчитывать сумму выплаты. От этого напрямую зависит сумма, которую Вы получите.
5) естественно важны и предлагаемые условия страхования автомобиля: - франшиза - сумма денег, которую Вам не заплатит страховая при любой выплате.
Зачем это ей? Она отсекает мелкие убытки и экономит определенные суммы.
Зачем это Вам? опять же, нет смысла обращаться по мелочам. И в то же время это удешевляет страховку.
Зависимость прямая - больше франшиза - меньше стоимость страховки. Может быть в % от стоимости Вашей машины (а не от суммы ущерба) или в твердой валюте, например 100$. Обратите также внимание на то, что ряд компаний выделяет отдельно франшизу по вине водителя (т.е. при Вашей вине в ДТП). Она обычно больше стандартной франшизы по повреждениям. Но страшно не столько это, сколько то, что в ряде случаев придется ждать решения суда, чтобы страховая сделала выплату, удержав соответствующую франшизу.
Франшиза разделяется по рискам:
- повреждения (любые пакости)
- полная гибель
- кража автомобиля
- иногда выделяют отдельную франшизу по стеклянным изделиям
Есть вариант с условной франшизой. Принцип ее такой же как и обычной (безусловной) франшизы, но разница заключается в том, что если Ваш убыток превысил франшизу (допустим 100$), страховая выплачивает 100% ущерба.
- лимит возмещения - это то, какую ответственность (материальную) будет нести страховая компания. Есть три лимита:
а) по договору страхования (в большинстве компаний) - есть сумма, на которую Вы страхуете автомобиль. Любая выплата вычитается из этой суммы. Т.е. максимум, который выплатит страховая компания за весь страховой год - это стоимость автомобиля, например 100 000 грн. Но это только по повреждениям. Если например Вам выплатили 20000 грн. по ремонту, а после этого машинку украли, то из рассчитанной суммы выплаты будут удержаны 20000 грн. Это надо учитывать.
б) по каждому страховому событию - наиболее удачная схема, стоимость Вашего автомобиля - это максимальная сумма выплаты по КАЖДОМУ страховому случаю. Т.е. попали в ДТП, максимально страховая выплатит 100 000 грн. Попали второй раз - опять максимум 100 000 грн. И т.д. Ответственность страховщика заканчивается тогда, когда сразу выплачивается вся страховая сумма (полная гибель или кража).
в) по первому страховому событию - страховая несет ответственность в размере стоимости Вашего автомобиля по первому заявленному событию, после выплаты договор прекращает свое действие. Естественно, что тариф при этом меньше, но есть и определенные ограничения.
- выплата без справки ГАИ - очень удобная вещь, поскольку дождаться инспекторов ГАИ сейчас очень сложно. Данная опция предполагает, что если, к примеру, Вам попал камень в лобовое стекло, Вы не обращаетесь в ГАИ, а едите напрямую в СК, заявляете - получаете выплату. Ряд компаний предлагает также лимит по повреждениям автомобиля (лакокрасочное покрытие, повреждения до определенного процента от стоимости автомобиля). Но все это используется только в том случае, если нет других установленных участников ДТП.
- ограничения ночного хранения автомобиля - очень сложный вопрос, поскольку многие люди у нас уверены, что ставят свой автомобиль на охраняемую стоянку. Реально же трудно найти стоянку, которая будет нести реальную ответственность, если автомобиль украдут. В случае, если в Договоре страхования есть ограничения по ночному хранению (например с 00часов до 06часов авто должно стоять на охр. стоянке), страховая компания будет проводить расследование и определять, по чьей вине украли автомобиль. Если по вине стоянки, ей будет выставлен регресс, т.е. требование вернуть страховой деньги. Проще всего выбирать компанию, которая не ограничивает свою ответственность в течение суток.
- допуслуги - к ним относится компенсация за эвакуатор, выезд аварийного комиссара, услуги независимых экспертов, различные справки и др. Каждая компания, например, выставляет лимит, в пределах которого компенсируются затраты на эвакуатор - 500 грн., 50 км и т.д. Еще ряд компаний ставит ограничения по количеству компенсаций (допустим только 2 раза за период действия договора) или делает лимит исчерпываемым.
- сроки выплаты - очень важный аспект, который напрямую влияет на то, насколько быстро Вы получите выплату. Обратите внимание, что ряд компаний разграничивают два понятия:
а) принятие решения о выплате либо отказе в выплате - на это дается отдельный срок после предоставления клиентом всех необходимых документов.
б) непосредственная выплата возмещения - тоже отдельный срок уже после принятия решения о выплате, это непосредственное оформление платежных документов и перечисление выплаты.
- перечень предоставляемых документов - очень важный раздел, поскольку именно от него будет зависеть вопрос - получите вы выплату или нет. Есть более-менее стандартный перечень документов, который требуют страховые компании. Но есть ряд структур, которые усложняют процедуру получения выплаты, требуя, например, медицинскую справку об отсутствии алкогольного опьянения. Зачастую такую справку взять очень сложно или неудобно.
- ответственность компании - тоже интересный вопрос, поскольку в ряде случаев клиенту выгоднее будет разорвать договор страхования по причине невыполнения условий договора самой страховой компанией и вернуть весь свой годовой платеж. Плюс - есть ответственность страховой компании за просрочку выплаты в установленные сроки.
Добавлено (06.07.2008, 00:13)
---------------------------------------------
Полис АВТОКАСКО - есть что почитать!
Договор страхования - очень скучный и неинтересный документ, написанный сухим юридическим языком. Интересным он становится только тогда, когда вам нужно получить деньги у страховой компании. Но такая необходимость, как правило, возникает тогда, когда тучи уже сгустились и допущены ошибки, которых можно было избежать уделив полчаса своего драгоценного времени на прочтение этой "бумажки".
Страховка КАСКО - настолько простой продукт, что смысл его можно выразить одним предложением. "Я покупаю страховку - бью машину - страховая компания мне платит деньги на ремонт".
К сожалению, не все так просто. Итак, для того, что бы полчить деньги необходимо:
Признание вашего права на получение страхового возмещения
Страховые случаи
Те события, при наступлении которых страховая компания должна покрыть ваш убыток, всегда должны быть прописаны в договоре. То как они прописаны и трактуются страховой обычно изложено в "глоссарии" либо в теле договора. Двойного толкования быть не должно (в идеале). Чем больше и полнее перечень страховых случаев - тем лучше. Хорошим показателем является наличие в договоре случая "иные случайные события, приведшие к повреждению автомобиля".
Исключения и ограничения покрытия
"А теперь, Маша, о главном..." Страховая компания-не благотворительный фонд и не очень хочет платить деньги "по абсолютно всем событиям". Именно для этого придуманы такие условия как "исключения и ограничения покрытия". Это-нормальная практика.
Даже в цивилизованных странах СК наотрез отказываются платить если автомобиль поврежден владельцем умышленно, либо пострадал вследствие атомной войны, революции, террористических актов или реквизирован властями и подобных событий. И самое святое - неоплата страховой премии по договору.
Причины отказа в страховом возмещении
По закону страховая компания может отказать в случаях, описанных в статье 26 Закона Украины "О страховании":
"Підставою для відмови страховика у здійсненні страхових виплат або страхового відшкодування є:
1) навмисні дії страхувальника або особи, на користь якої укладено договір страхування, спрямовані на настання страхового випадку. Зазначена норма не поширюється на дії, пов'язані з виконанням ними громадянського чи службового обов'язку, в стані необхідної оборони (без перевищення її меж) або захисту майна, життя, здоров'я, честі, гідності та ділової репутації. Кваліфікація дій страхувальника або особи, на користь якої
укладено договір страхування, встановлюється відповідно до чинного законодавства України;
2) вчинення страхувальником - фізичною особою або іншою особою, на користь якої укладено договір страхування, умисного злочину, що призвів до страхового випадку;
3) подання страхувальником свідомо неправдивих відомостей про предмет договору страхування або про факт настання страхового випадку;
4) отримання страхувальником повного відшкодування збитків за майновим страхуванням від особи, винної у їх заподіянні;
5) несвоєчасне повідомлення страхувальником про настання страхового випадку без поважних на це причин або створення страховикові перешкод у визначенні обставин, характеру та розміру збитків;
6) інші випадки, передбачені законом.
Умовами договору страхування можуть бути передбачені інші підстави для відмови у здійсненні страхових виплат, якщо це не суперечить закону."
Последний параграф статьи 26 дает страховой компании практически неограниченные полномочия "написать" о том, когда она платить не собирается.
Внимательно прочитайте статьи "Исключения и ограничения страхового покрытия", а также "Причины отказа в страховой выплате". Вы найдете там много интересного. Однако пугаться не стоит - если вы это прочитали, то, как минимум, будете "в курсе".
Грубое нарушение правил дорожного движения
Особняком стоит такое исключение как "грубое нарушение правил дорожного движения": превышение скорости боле чем на 20 км/ч, проезд на красный свет, пересечение двойной осевой, выезд на полосу встречного движения и пр. Некоторые СК платят при таком случае, некоторые платят "часть"(об этом ниже), некоторые отказывают.
Признание вашего права на выплату в полном объеме
Частичное возмещение
Гуманность некоторых страховщиков не имеет границ в пределах 50% вашей выплаты при "грубых нарушениях". Это не смертельно,однако будет неприятно узнать, что ваша выплата будет срезана на 50% по вашей же вине.
В хорошем договоре такой оговорки быть не должно. На мой взгляд, СК должна платить за повреждения, а не заниматься морализаторскими функциями. Для контроля моральных качеств водителей существует ГАИ (неподкупное по определению) и суд.
Страхование в пропорции
Еще одна неприятность - заключение страхового договора на страховую сумму меньшую нежели стоимость автомобиля. Деньги получите в пропорции... Это грустно. Например: автомобиль стоит 10 000 долларов, страховая сумма - 5 000 долларов (50% от стоимости). При убытке 1000 долларов больше 500 долларов (50%) не получите.
Расчет выплаты по реально действующим ценам и тарифам
Каждый считает по своему
а) по заключению эксперта страховой компании. Ожидайте минус 20-40% от необходимых для нормального ремонта денег.
б) по заключению независимого эксперта. Будьте готовы, что получите на 15-30% меньше, чем нужно для ремонта
в) по счетам согласованной СТО (фирменных как правило в этом списке нет). Вероятность, что починят нормально существует.
г) по счетам СТО на выбор страхователя. Самый верный способ отремонтироваться на гарантийной СТО.
Нормальная (вменяемая) компания предлагает несколько вариантов на выбор, в том числе вариант г). Если только а) - бегите подальше. Стоит ожидать того, что более "лояльные" варианты будут стоить дороже.
Фишка с износом.
Как известно, автомобиль теряет за каждый год своей "жизни" часть стоимости. Это нормально. Однако при ремонте вам будут ставит новые запчасти взамен старых. Оплатит ли разницу в цене СК? Ответ вы найдете в договоре. Если написано - "выплата без учета износа" - получите полную стоимость запчастей. Если "выплата с учетом износа" - не ожидайте стопроцентного покрытия. Полисы с первой опцией стоят, как правило, дороже.
Это актуально для машин старше 2 лет.
Договорной износ
Стоит также знать о том, что некоторые хитросделанные компании игнорируют нормы методики автотовароведской эксперизы и начисляют износ с первого дня эксплуатации авто. Это обычно пишут в договоре или правилах. Общий смысл:"стороны договорились, что за первый год эксплуатации начисляется 15% износа, за второй 10% итд". Если такой подход применяется при расчете возмещения по "полному уничтожению" или "угону" - половина беды. Но если так считают убыток от банального ДТП - это, мягко скажем, некрасиво, ибо Методика гласит, что эксплуатационный износ на детали машин младше 2-х лет НЕ НА-ЧИ-СЛЯ-ЕТ-СЯ. Но если вы подписались под таким условием - оно становится "законом". Грешат этим способом уменьшения выплат чаще всего "околобанковские" компании.
Что вычитают из суммы возмещения
За это мы не платим...
Честная компания всегда предупреждает клиента, что будет платить только за поврежедния автомобиля. Затараты на замену масла, фильтров, фреона в кондиционере, шин (если больше ничего не повреждено), услуги эвакуатора и прочее и прочее. За отдельную плату можно часть этого покрыть.
Франшиза (смешное слово - несмешные последствия)
При расчете выплаты с вас снимут франшизу. Это - стандартная процедура. Наличие франшизы позволяет не отвлекаться страховой компании на каждый "чих". Способствует уменьшению частоты обращений в СК. На Западе существует система бонусов за безаварийность: отъездил год без убытков - получил 300 баксов. У нас такое не практикуется.
Виноват/невиноват
Некоторые страховые компании предлагают увеличенную франшизу по событиям, произошедшим по вине страхователя. Это еще куда не шло.
Другие применяют повышенную франшизу в случаях, когда некому предъявлять регресс. Тут кроется опасность. Попадание камня в лобовое стекло трактуется как событие "без виновника" и франшиза вычитается. Это - плохо.
Нулевая франшиза
Вы также можете купить полис с 0% франшизой. Хочу предупредить,что это может быть выгодно лишь в том случае, когда вы - очень неопытный водитель и "планируете" побиться больше 2-3 раз за год. Нормальная франшиза: 0,5% (до 200 долларов) от стоимости - по ДТП, 5-7% от стоимости авто - по угону.
Мелкие убытки - без франшизы и без справки ГАИ
Разумные и относительно щедрые компании в стандартной программе (без доплат) предлагают "выплаты без франшизы по мелким ДТП". К ним относятся царапины, сколы краски, разбитые фары, стекла и т.д. Лимит по такой.выплате устанавливается в размере 2000-2500 грн. или в пройентах от страховой суммы.
Тщательное исполнение процедуры получения возмещения
По Закону страховщик обязан "предупредить" вас о том, что вы должны делать, чтобы получить страховое возмещение. Порочитав соответствующий пункт (желательно не один раз) вы должны четко понять последовательность своих действий при ДТП или, не дай Бог, краже вашего авто.
Что делать?
Процедура должна быть проста до безобразия:
- вызвать ГАИ и оформить ДТП (все по Правилам дорожного движения);
- сообщить в страховую письменно в течение 2-х рабочих дней (в произвольной форме или по установленному шаблону);
- написать заявление на выплату (может объединяться с уведомлением);
- подать документы, которые свидетельствуют о факте события (справка ГАИ, МЧС),
- подать документы, которые свидетельствуют о размере убытка (калькуляция убытка, заключение эксперта, счета СТО).
Сколько ждать?
Также, в договоре четко должно быть написано сколько ждать. Обычно страховые начинают отсчет времени от момента получения ВСЕХ необходимых документов. Стандартный срок - 10-15 рабочих дней на принятие решения выплате плюс 10-20 рабочих дней на выплату. Итого 20-35 рабочих дней.
Просто почините мне машину!
Самый замечательный способ - это когда сразу после уведомления о событии вы ставите автомобиль на СТО, а СК выдает СТО гарантийное письмо на оплату ремонтных работ. Вы получите починенный автомобиль, а СК расчитается с СТО.
Это еще не все. Для получения полного понимания потребительских качеств страхового полиса той или иной страховой компании желательно изучить закон "О страховании", Гражданский Кодекс, Правила страхования и Договор страхования. Ну и поработать в страховой компании лет эдак пяток
ПС: Если не хотите думать о страховке - пользуйтесь услугами профессиональных посредников. Но договор все равно почитайте :). За плечами носить не придется и, как говорится, доверяй, но проверяй.
Автор: Тимур Шакиров
Источник: STRAHNADZOR
Для удобства чтения немного изменил вид. Климентио.